Главная | RSSВоскресенье, 19.11.2017, 17:16

МБОУ Лицей №6

Меню сайта

Информация о сайте

Лицей, в котором мы живем,
и где каждый открывает свои способности.

Летопись МОУ Лицей № 6 ведётся с 1957 года, когда средняя школа № 6 была построена как базовая школа для детей работников Азотно-тукового завода г. Невинномысска. В 1992 году наше учебное учреждение становится школой-лицеем, включается в эксперимент по отработке модели новой школы «Экология и диалектика» – школы радости, школы духовного возрождения и развития личности, предполагающая использование различных вариантов программ с учётом местных, региональных особенностей и строящаяся на основе прогрессивных педагогических идей интеграции, гуманизации и экологизации образования. Именно в этой модели начала свою активную деятельность в образовании и создала свою «Школа-2100» Л. Г. Петерсон, именно в нашей модели разрабатывал свой, совершенно новый по подходам к обучению, учебник алгебры А.Г. Мордкович, который вышел на федеральный уровень и признан одним из лучших учебников на настоящий момент.

Содержательная и методическая части учебных предметов направляются на реализацию принципов интеграции, гуманизации и экологизации учебных дисциплин, где можно выделить шесть особенностей модели:

  1. Использование интегративно-гуманитарного подхода в обучении, предполагающего:
    • интенсивное развитие всех сторон психики учащегося;
    • формирование личной заинтересованности учащегося в обучении и стремлении к самообучению;
    • широкое применение идей интеграции и гуманизации;
    • переход на глубокий уровень экологического образования.

  2. Раннее формирование естественно-научных понятий, представлений о картине мира и месте человека в нем.
  3. Переход от овладения формальной логикой к умению оценивать и отбирать варианты, находить самостоятельные решения в условиях неопределенности.
  4. Синхронное изучение базовых естественных предметов (физики, химии, астрономии, биологии, географии) в 7-10 классах – как предметов завершенных, экологизированных, взаимосвязанных (или пропедевтических в 5-7 классах, таких как «Окружающий мир», «Закономерности окружающего мира» под редакцией проф. Л.В. Тарасова).
  5. Эффективное построение профильной ступени в 10-11 классах на основе завершенного базового образования по отдельным предметам уже в 10 классе.
  6. Экологизация предметов гуманитарного цикла, позволяющая эффективно выходить на проблемы культуры и нравственности.

В конечном счете, все это помогло педагогическому коллективу объединить естественно-научное, гуманитарное и эстетическое образование учащихся и активно решать вопросы развивающего обучения, где главными ставятся задачи по развитию не только памяти, но также восприятия, воображения и разных форм мышления. А с 1998 года наше образовательное учреждение получает статус Лицея.

Последнее время, работая в рамках модели новой школы «Экология и диалектика», уже в режиме функционирования, наше общеобразовательное учреждение перестроило содержание обучения в соответствие с основными принципами модели, с точки зрения экологического императива: человек – часть природы, он либо погибнет вместе с ней, либо отыщет пути дальнейшей совместной эволюции.

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». И это положение чётко показывает своевременность появления нашего образовательного консорциума, включающего в себя МОУ Лицей № 6, НЭПТ, Институт Управления, Бизнеса и Права (филиал г. Ростов-на-Дону), НЭТ, НХК, Ставропольский филиал МГГУ им. Шолохова объединённых одной целью – обеспечение образовательных запросов своих учащихся.

Лицей в нашей модели «вырастает» естественным путем из предыдущей ступени (5-9 кл.), а не создается за счет конкурсного отбора. Наш Лицей не занимается поиском уже достаточно развитых детей, они формируются в самом пролицее. Подготовка будущих лицеистов начинается, по сути, с первого класса, где на основе образовательных программ модели «Экология и диалектика» происходит расширение рамок предметов, столь необходимых для изучения дисциплин во 2-ой ступени обучения.

Переход на отработку нового эксперимента «Организационно-педагогические основы личностного развития учащихся в условиях профильной школы» педагогическим коллективом Лицея был планомерным, гибким и последовательным. Лицейские классы являют собой прекрасное поле деятельности для тех вузов и ссузов, с которыми мы сотрудничаем. Даже, если после 11 класса наши выпускники не продолжают обучение именно в этих учебных заведениях, имея хорошую профильную подготовку, то поступают в другие вузы страны по данному профилю. В Лицее на протяжении многих лет успешно реализуются профили: физико-математический, химико-биологический, социально-экономический, информационно-технологический, экономико-правовой, информационно-математический. Контингент учащихся старшей школы стабильный.

Поэтому не случайно в 2003-2004 учебном году Лицею был присвоен статус краевой экспериментальной площадки по теме: «Организационно-педагогические условия развития личности учащихся в условиях профильной школы». В 2008 году наш Лицей включен в эксперимент по апробации Федеральных государственных стандартов общего образования в начальной школе.

Центральное место в процессе решения многих задач, стоящих перед школой, принадлежит человеку. Ведь не секрет, что каждая школа – сложнейшее, хрупкое равновесие множества формальных и фактических отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Чуть затронь их без должного такта грубым инструментарием современной науки – и любой камешек способен вызвать лавину последствий.

По ходу исследования в центр нашего внимания попала диагностика противоречий школьной жизни. Рассматривая как педагоги, учащиеся и родители решают основные трудности по линии « ученик – учитель – родители - администрация», мы смогли определить ряд необходимых этических взаимоотношений, грамотно построенных на принципах взаимоотношения и уважения к человеческой личности, и их актуальности практически во всех взаимосвязях школьной жизни, для всех четырех ее объектов.
Поэтому, мы планируем методическую работу в лицее так, чтобы охватить не только методическую сторону обучения, но и научиться приемам установления контакта с учащимися и родителями как на невербальном, так и на вербальном уровне.

Наш учитель всегда помнит, что общение начинается задолго до первого произнесенного им слова. Еще только открыв дверь, учитель уже чувствует отношение к себе. И от этого зависит многое. Поэтому и не случайно уже пятый год на базе нашего Лицея проходит городской этап Всероссийского конкурса «Учитель года». Наши ученики всегда готовы поддержать любого педагога, кто пришел к ним в класс, потому что верят ему.

Участие педагога в организации и проведении опытно-экспериментальной работы происходит через научно-методический совет Лицея, методические кафедры, НОУ (научное общество учащихся) «ЭКОС», результаты этой деятельности презентуются на городских и краевых научно-практических конференциях, краевых педагогических фестивалях «Талант», на которых выступления учителей Лицея получают высокую оценку аудитории.

Педагогами Лицея разработаны следующие программы: программа деятельности союза детских объединений «ЭКОС», футбольного клуба «Веста» - «Мы за здоровый образ жизни» - призеры краевого конкурса программ детских и молодёжных общественных объединений, городского круглогодичного студенческого педагогического отряда «Штормовое предупреждение», действующего на базе МОУ Лицей №6, - победителя краевого конкурса и призера Всероссийского конкурса материалов руководителей детских и молодёжных общественных объединений, а руководитель ГКСПО «Штормовое предупреждение» Тулиева Е.И. стала финалистом Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных объединений «Лидер XXI века» в г. Санкт-Петербурге. Участие педагога в проектной деятельности происходит через технологию своего предмета и, естественным образом, выходит на магистратуру и аспирантуру. Всё это позволяет выполнить диссиминацию инновационного опыта: поиск иного содержания труда, апробацию новых средств педагогики и влечёт усиление личной ответственности за результаты своего труда.

Учителя лицея ежегодно занимают призовые места в городском конкурсе «Учитель года», в 2006 году – III место в краевом конкурсе «Учитель года» (учитель начальных классов – Буракова Л.Н.), в 2007 году в городском конкурсе «Учитель года» - I место заняла учитель истории, зам. директора по воспитательной работе Тулиёва Е.И, в 2008 году – Буракова Н.С. в номинации «Педагогический дебют» - 3 место в краевом этапе всероссийского конкурса «Учитель года». Профессиональные успехи и талант 14 учителей Лицея позволили быть рекомендованными и внесёнными в общероссийскую энциклопедию «Одаренные дети – будущие России». В рубрику «Учитель» внесены имена: Алтуховой А.М., Агарковой М.В., Багдасаряна Э.Б., Бураковой Л.Н., Бураковой Н.С., Голищевой Н.П., Денисюк С.Б., Домановой Е.Д., Вилкова Е.Е., Котляровой Е.А., Рубачевой М.В., Плотниковой Г.А., Тулиёвой Е.И., Таевой Е.Л., а также имена 11 учащихся: Токаревой М., Погорелова Е., Головнёвой А., Белоус В., Мысовского П., Николаенко М., Григорьяна А., Лосевского М., Малюгина И., Голоюх Е., Хрипкова Р. - лицеистов, отличившихся особыми успехами в научно-исследовательской деятельности и высоких достижений в спорте. 2005 и 2006 годах наши лицеисты: Мысовский Павел и Гейюшев Руслан вышли в финал Всероссийской телевизионной интеллектуальной игры «Умницы и умники», а Хрипков Роман стал обладателем серебряного креста по итогом Молодежного форума «ЮНЕКО-2006». Призеры краевых и городских олимпиад по испанскому языку Токарева Мария и Ефременко Ольга (учитель Е.Д. Доманова) в октябре 2007 года стали участницами русско-испанского фестиваля в рамках международного проекта «Язык не знает границ» в Мексике.

Таким образом, прослеживается последовательное стремление педагогического коллектива к осмыслению результатов и перспектив деятельности, поиску системного решения проблем, что говорит о достаточно высоком творческом потенциале педагогического коллектива. Очевидно, что роль педагогов и всего педагогического коллектива, стремящегося создать благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей учащихся и достижения положительных результатов, просто неоценима. Участие педагога в проектной деятельности происходит через технологию своего предмета. Материалы медиатеки, поступившие за последние 3 года в рамках проекта «Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для основных и средних школ Российской Федерации», помогли педагогам, стремящимся расширить возможности учащихся по усвоению курсов учебных дисциплин, использовать данные учебные электронные издания в своей работе, разработать свои ЦОРы по предметам естественно-научного цикла, которые успешно используются на уроках другими.

Широкое поле для развития самоуправления предоставляет Союз детских и подростковых объединений «ЭКОС», включающий в себя все школьные творческие лаборатории, клубы по интересам, спортивные секции, такие как - футбольный клуб «Веста» (руководитель Багдасарян Э.Б.- победитель городского этапа всероссийского конкурса «Лучший детский тренер России»), который был создан в 1996 году. На протяжении всех этих лет ФК «Веста» является победителем и призером в городских, краевых и всероссийских соревнованиях и турнирах, в котором в настоящее время занимается более 150 учащихся.

Члены научного общества учащихся «ЭКОС» включились в совместную с учителями деятельность по организации лицейских интеллектуальных игр, интеллектуальных марафонов на каждой предметной недели, принимают участие в организации лекториев по вопросам экологии, культуры умственного труда, в работе журнала «Лицейские вести». Ежегодно принимают участие в работе городской научно-практической конференции и МАН г. Ставрополя. Положительная динамика данных результатов обусловлена проведением традиционного внутрилицейского интеллектуального марафона, где приводится общая мотивированная оценка нестандартных подходов к результатам обучения. Домашние олимпиады в лицее традиционно проводятся для всех желающих принять в них участие. Это явилось стимулом, положительной мотивацией к учению, т.к. здесь было заложено стремление ученика во внеурочное время добывать знания в интересующей его области. Вследствие этого явилось закономерное увеличение числа участников лицейской олимпиады. По результатам городских олимпиад наши учащиеся заняли 29 призовых места.

Важной составляющей работы по активизации познавательной деятельности учащихся стало введение «Портфолио» лицеиста уже в начальной школе. Опыт использования «Портфолио» в образовании учащихся нашего Лицея показал, что данная идея эффективно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые лицеистом в разнообразных видах деятельности, является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию и поддерживает высокую учебную мотивацию учащихся.

В 2006-2007 учебном году особое значение на заседаниях кафедр было уделено вопросам подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, причём независимо, были ли эти предметы «вынесены» на государственную итоговую аттестацию или нет. Был сделан вывод, что такая форма проверки знаний может быть использована учителями для проведения промежуточной аттестации учащихся, начиная с 5-го класса. Данное предложение было принято на научно-методическом совете и рейтинговый контроль знаний по отдельным предметам в Лицее проводится в форме ЕГЭ.

Немаловажным показателем считается и то, что за последние три года с медалями лицей закончил 21 учащийся (6 золотых, 15 серебряных медалей).

Наш Лицей в 2006 году стал лауреатом краевого конкурса образовательных инициатив в номинации «Создание модели современного образовательного учреждения». Творческий коллектив неоднократный победитель городских конкурсов творческих коллективов «Весёлая карусель». Мы гордимся, что пять учителей МОУ Лицей № 6: учитель физики - Алтухова А.М., учитель начальных классов - Буракова Л.Н., учитель иностранного языка - Доманова Е.Д., учитель истории - Тулиёва Е.И., учитель математики - Котлярова Е.А. явились победителями конкурса ПНП «Образование» в номинации «Лучшие учителя России».

А в 2007 году лицей стал победителем конкурса в номинации лучших образовательных учреждений России, что явилось достойной оценкой труда всего педагогического коллектива. Таким образом, прослеживается последовательное стремление педагогического коллектива к осмыслению результатов и перспектив деятельности, поиску системного решения проблем, что говорит о достаточно высоком творческом потенциале педагогического коллектива.

В последние годы Лицей № 6 ощущает весомую финансово-материальную помощь и поддержку со стороны относительно недавно созданной Минерально - Химической Компании «ЕвроХим». Ежегодно эта компания выделяет значительные денежные средства на проведение ремонта и увеличение материально-технической базы Лицея, что является фактически одним из стратегических направлений деятельности нашего образовательного учреждения - совершенствование содержательной и технологической сторон образовательного процесса.

В октябре 2007 года рабочая группа Консультативного Комитета Фонда «Устойчивое Развитие» утвердила финансирование проекта нашего Лицея «Будущие звезды российского футбола» на сумму в 400 тысяч рублей. Данная сумма пожертвования является частью общей Программы «Окружающая среда и здоровье населения в г. Невинномысске и других регионах присутствия компании ОАО «МХК «ЕвроХим», финансируемой ОАО «МХК «ЕвроХим» и Агенством США по международному Развитию в рамках Соглашения о сотрудничестве с Фондом «Устойчивое развитие». Мы в свою очередь дорожим этим социальным партнерством.

Знания в настоящее время превратились в фактор, который имеет не только нравственную и для нас педагогов – педагогическую ценность, но и вполне материальное измерение, которые, надеемся, напрямую конвертируются в жизненный успех каждого обучающегося в нашем Лицее.


МБОУ Лицей №6 г.Невинномысск © 2017 
357108, Ставропольский край, г. Невинномысск, Бульвар Мира, 9 Телефон: 8(86554) 7-17-24, 7-12-36